Библиотечные уроки

Библиотечные уроки в начальной школе

Читать – это еще ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое –
вот в чем главное дело.
К.Д. Ушинский

Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. Сегодня любой человек имеет широкий доступ как к традиционным, так и к нетрадиционным источникам информации, новые возможности для творчества и повышения эффективности самостоятельной работы.

Основная роль в проведение библиотечных уроков принадлежит школьным библиотекарям, которые с помощью этих уроков должны воспитывать независимого библиотечного пользователя. Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке и конечно, библиотечные уроки.

Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации. 

При проведении библиотечных уроков обязательно должны соблюдаться определенные требования:
– принцип системного подхода, иначе, несмотря даже на большой объем сведений, предоставляемый учащимся на этих занятиях, практический результат не будет удовлетворительным, знания будут носить хаотичный и разрозненный характер;
– принцип преемственности;
– последовательное усложнение при подаче материала уроков;
– ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные потребности школы.

Каждый библиотечный урок должен соответствовать задачам и целям урока: образовательной, воспитательной, развивающей.

Формы проведения библиотечного урока – разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением. Но сегодня актуальны такие активные формы занятий, как викторины, интеллектуальные турниры, библиографические и ролевые игры, конкурсы, литературные путешествия, литературные гостиные, устные журналы, информины и т.д.

Чаще всего выбирают такие формы проведения библиотечных уроков, как викторины, устные журналы, конкурсы.

Для проведения любой формы занятия необходимо его определенное технологическое проектирование. Каждый этап подготовки и проведения требует тщательности, продуманности и, конечно, творческого начала.

Подготовительный этап занятия предполагает выбор темы, места и форму проведения занятия. Желательно провести предварительный тестовый опрос учащихся с целью выявления уровня их подготовки. Необходимо подобрать и изучить нужную литературу, подготовить наглядный материал, оформить книжную выставку по теме, по мере необходимости, стенды, плакаты, подобрать цитаты. Важной частью подготовки занятия является составление плана его проведения, где обязательно рассматриваются цели и задачи урока, разрабатывается ход самого урока, его основное содержание, продумываются контрольные вопросы. Кроме этого, необходимо продумать техническое оснащение, подготовить раздаточный материал для практической части урока.

Проведение занятия – это основной этап урока. Технология его проведения может быть разнообразной в зависимости от выбора форм, методов и приемов, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной возрастной группы и т.п. Но, как правило, проводится краткий опрос учащихся на выявление опорных знаний, дается изложение нового материала, выполняется практическая работа учащихся на закрепление нового материала, проверяется степень усвоения знаний и дается домашнее задание.

Подведение итогов включает анализ деятельности учащихся на уроке, а также оценку результатов собственной деятельности по проектированию и реализации на практике занятия.

Результативность урока зависит и от таких моментов, как умение вызвать интерес к теме, эмоциональность подачи материала, познавательная активность учащихся. 
В конце года можно запланировать итоговое занятие в каждой параллели в нетрадиционной форме проведения (литературный КВН, библиографический турнир и т.д.).

Темы занятий для учащихся разных ступеней обучения могут быть одинаковыми, но объем материала меняется в динамике от простого к сложному, от краткого к подробному.

Примерный тематический план проведения библиотечных уроков 
в начальной школе
КлассТема занятия
1 классыПервое посещение библиотеки. Правила и умение обращаться с книгой. Посвящение в читатели.
2 классыЗнакомство с библиотекой (экскурсия). Строение книги. Элементы книги. Газеты и журналы для детей.
3 классыСтруктура книги. Выбор книги в библиотеке. Как читать книги.
4 классыКнига и ее создатели. Справочная литература. Правила работы с ней.

В зависимости от потребностей учащихся, от их знаний каждый библиотекарь должен составлять свой план работы по проведению библиотечных занятий, должен сам выбирать форму проведения, при этом раскрывая свой творческий потенциал и возможности.






Библиотечно-библиографические знания (ББЗ) 







Библиотечные уроки в презентациях


О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ. Письмо МОиН РФ от 14.12.2015 № 09-3564
Методические советы по разработке программ внеурочной деятельности


ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
которые могут вести библиотечные специалисты образовательных организаций (Тула)

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста (8–10 лет). — М.: Баласс. — 8 с.
Срок реализации: 1 год.
Пояснительная записка.
Тематический план занятий (34 ч.).
Содержание разделов программы.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Литература.
Бунеева Екатерина Валерьевна – доктор педагогических наук, автор учебников, г. Москва;
Чиндилова Ольга Васильевна – заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, автор учебников, профессор кафедры НДО АПК и ППРО, г. Москва.


Основы информационной грамотности школьника. 5-6 классы. Программа, занятия 
Обучение школьников основам библиотечно-информационной культуры является неотъемлемой частью образовательного процесса. В пособии представлены тематический план и разработки занятий, направленные на формирование у школьников 5-6 классов информационной грамотности: обучение рациональным приемам работы с любыми типами и видами литературы, а также развитие умений искать, анализировать и правильно применять найденную информацию. Пособие предназначено школьным библиотекарям, может быть полезно педагогам дополнительного образования и классным руководителям. Материалы пособия будут интересны учащимся средних классов и широкому кругу читателей.Скачать бесплатно





Развлекалочки-забавлялочки


Международный тест для определения уровня информационной грамотности школьников
Библиотекарям школ, твердо взявшим курс на деятельность с учащимися по формированию их информационной грамотности и культуры, поможет разработанный компанией ETS – крупнейшим в мире разработчиком систем тестирования (среди ее продуктов – TOEFL, GRE, GMAT) в сотрудничестве с Certiport тест для определения уровня информационной грамотности школьников - iCritical Thinking.

Тест позволяет выявить, насколько тестируемый готов решать задачи, требующие навыков критического мышления с помощью информационных технологий. Тест базируется на концепции информационной грамотности, выделяющей семь основных ИКТ компетенций - умений определять (define), достигать (access), оценивать (evaluate), управлять (manage), интегрировать (integrate), создавать (create) и общаться (communicate).

... Предполагается, что сдавать этот тест смогут школьники, начиная с десятого класса.
...Основное умение, проверяемое с помощью iCritical Thinking – это способность сделать правильные выводы из информации, полученной с помощью компьютерных технологий – будь то несколько сообщений, полученных по электронной почте, электронная таблица или данные, основанные на поиске в сети Интернет.
... Тест можно сдать онлайн. Разработчики гарантируют, что, в случае успешной сдачи, сертификат будет выслан адресату в течение 10 дней. Источник


О правилах поведения в библиотеке мы много раз рассказываем нашим читателям. А может проще один раз показать вот это видео?



4 комментария:

  1. Елена Евгеньевна,очень своевременный материал к началу учебного года. Почерпнула много интересного из МетодБлокнота.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень рада, что данная подборка стала полезной для Вас.
    Елена Александровна, чаще заглядывайте в МетодБлокнот, материалы блога постоянно пополняются.

    ОтветитьУдалить
  3. Елена Евгеньевна, спасибо за информацию о программе "Юный библиотекарь". Мне она очень пригодится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Самое приятное в работе, когда читаешь благодарные отзывы коллег))

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...